Поршни

Поршень проверяемого цилиндра устанавливают в в. м. т, на такте сжатия и в этом положении надежно фиксируют коленчатый вал специальным приспособлением или включением какой-либо передачи. В последнем случае после включения передачи прокручивают коленчатый вал против хода вращения на 15—17° и тормозят ведущие колеса.

Стойку плиты приспособления надевают на гайку шатунного болта и закрепляют стопорным винтом. Удлинитель измерительного стержня индикатора приставляют к щеке коленчатого вала, а удлинитель индикатора— к торцу юбки поршня. Обоим индикаторам дают натяг 1,5—2 оборота стрелки и закрепляют их стопорными винтами. В отверстие предварительно снятой форсунки вставляют наконечник трубопровода компрессорно-вакуумной установки. Создавая в надпоршневом пространстве поочередно давление 0,2 МПа или разрежение 0,06 МПа, перемещают поршень вверх и вниз. По отклонению стрелки индикатора определяют зазор в шатунном подшипнике, а по отклонению стрелки индикатора с 10 суммарный зазор в верхней головке шатуна между пальцем и втулкой шатуна S2 и между пальцем и бобышками поршня Si. Пренебрегая зазором между пальцем и бобышками поршня (он часто равен нулю), можно принять, что суммарный зазор равен зазору между пальцем и втулкой шатуна. Если зазор в шатунных подшипниках почти всех автомобильных двигателей превышает 0,45 мм, а в верхней головке шатуна более 0,40 мм, то двигатель подлежит ремонту.