Конструирование дорожных одежд

Проектирование дорожном одежды состоит из двух этапов: конструирования и расчета. При конструировании определяет, я количество слоев дорожной одежды выбирается материал, назначается ориентировочная толщина отдельных слоев или пределы ее изменения по технологическим признакам. Затем выполняется расчет разработанной дорожной конструкции и уточняются толщины отдельным конструктивных слоев. Иногда расчет вносит существенные изменения в конструкцию, которая должна быть перепроектирована и вновь проверена расчетом. Таким образом конструирование и расчет выполняются совместно как единый процесс проектирования. Из условий технологии строительства общее число конструктивных слоев дорожных одежд должно быть наименьшим и не превышать 5-6. Однако малое число слоев ведет к недоиспользованию, дорогостоящего высокопрочного материала, так как расчет ведется по напряжениям, соответствующим верхней границе слоя.

Обычно число конструктивных слоев принимается из условия оптимального соотношения модулей упругости соседних слоев, которое можно принимать равным 5. Отклонения от этой величины возможны, но не следует выходить за пределы полосы 5-6, что соответствует наиболее экономичномурасходованию дорогостоящих строительных материалов. Покрытие должно быть влагонепроницаемым и защищать основание от проникновения влаги. Влагопроницаемость конструктивных слоев понижается сверху вниз. Для защиты дорожной одежды от грунтовых вод служит дополнительный слой основания, устраиваемый из дренирующих материалов (песок, шлак, гравийные смеси). Наименьшие толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии принимают в зависимости от наибольшей крупности минеральных частиц материала, наибольшие — по условиям возможности уплотнения слоя катками и колеблются в зависимости от материала в пределах 12-20 см с обязательным экономическим обоснованием принятых решений.