Основные особенности металлических мостов и краткий исторический очерк их развития

В эксплуатационном отношении металлические мосты лучше деревянных, так как требуют меньших расходов по содержанию и ремонту и имеют более длительный срок службы. Железобетонным мостам металлические мосты в этом отношении немного уступают. Большой недостаток металлических мостов — это ржавление (коррозия) металла от действия влаги, сернистых газов и других вредных воздействий. Для защиты от ржавления элементы металлических мостов покрывают стойкими красками. Необходим также постоянный надзор за состоянием металла конструкций в процессе службы моста.

Благодаря прекрасным качествам металла как материала для строительных конструкций, металлические мосты получили широкое применение во всех странах. Для мостов больших пролетов металл является единственным пригодным материалом. Для мостов средних и даже малых пролетов металл во многих случаях успешно конкурирует с железобетоном. Как строительный материал для мостов металл применяют очень давно. Имеются сведения, что мосты примитивной висячей системы с цепями из отдельных железных звеньев в древности строили в Китае и, по-видимому, в Индии. Появление металлических мостов в Европе относится ко второй половине XVIII в. В то время металлургия находилась еще в начальной стадии развития и для возведения мостов могла предоставить лишь чугун и в небольших количествах сварочное железо. Поэтому первые металлические мосты были чугунными.

В чугунных мостах пролеты перекрывали балками или арками. Балочные чугунные мосты не получили, однако, распространения, так как чугун плохо работает на изгиб. Арочная система, в которой материал в основном подвергается сжатию, наиболее соответствовала механическим свойствам чугуна, хорошо сопротивляющегося сжатию, и потому быстро получила широкое применение.