Расчет нежестких дорожных одежд

В соответствии с ВСП 46-72 расчет дорожных одежд с покрытием усовершенствованного типа обязателен ко всем трем критериям: сдвигу, растяжению при изгибе, упругому прогибу, с которого методически целесообразно начинать расчет. При реконструкции и усилении дорожной одежды расчет ведется по упругому прогибу проверка на растяжение при изгибе и сдвигу производится только для слоев усиления. При проектировании дорожных одежд под особо тяжелые нагрузки на ось (более 1200 кП) расчет ведется на сдвиг в грунте и слабых конструктивных слоях, а также в монолитных слоях — па растяжение при изгибе. Проверка на упругий прогиб в этом случае не производится. Одежды с покрытием переходного типа рассчитываются только на упругий прогиб без проверки на два других критерия прочности.

Расчет дорожных одежд по допускаемому упругому прогибу. Определение требуемого модуля упругости дорожной одежды. Модуль упругости дорожной одежды характеризует ее жесткость и должен обеспечивать нормальную работу одежды в пределах стадии упругих деформаций. Требуемый модуль определяется с учетом типа покрытия, интенсивности, состава и динамического характера движения. После получения значения требуемого модуля упругости приступаем к послойному расчету сконструированной ранее дорожной; одежды. Для практических расчетов можно многослойную дорожную кострукцию заменить однослойной с общим модулем, который обеспечивал бы упругую деформацию на поверхности дороги такую же, как у многослойной.

Таким образом, мы переходим к условной расчетной модели, характеризующейся эквивалентным модулем упругости, пропорциональным упругому прогибу. Такая пропорциональность дает нам право оценивать по эквивалентному модулю прочность дорожной одежды. Расчет можно вести сверху вниз или снизу вверх в зависимости от поставленной задачи.