Шпоночные и шлицевые соединения

Муфты служат для осевого соединения валов или для передачи крутящего момента детали, свободно сидящей на валу. Муфты широко применяют в самых различных отраслях машиностроения, и их конструкции очень разнообразны. Рассматривая муфты с точки зрения выполняемых ими функций, можно разделить их на следующие группы: 1) постоянные муфты, применяемые для постоянного соединения валов; 2) сцепные муфты, дающие возможность соединять и разъединять вращающиеся валы на ходу; 3) предохранительные муфты, обеспечивающие разъединение вращающихся валов при увеличении нагрузки или скорости сверх расчетной, чем предотвращается поломка машины; 4) обгонные муфты (или муфты свободного хода), передающие крутящий момент только в одном направлении и автоматически разъединяющие ведущий и ведомый валы в том случае, когда ведомый вал начинает вращаться быстрее ведущего. В дорожно-строительных машинах, а также автомобилях и тракторах находят применение в основном первые две группы. Постоянные муфты делятся на глухие и подвижные. Глухие муфты служат для жесткого соединения валов, оси которых точно совпадают и во время работы не смещаются.

Подвижные муфты допускают относительные смещения соединяемых валов, которые компенсируются подвижностью элементов муфты. Зубчатые муфты состоят из двух зубчатых втулок, насаживаемых на валы, и двух обойм с соответствующими внутренними зубьями. Обоймы, находящиеся в зацеплении со втулками, соединены между собой болтами. Внутри обойм находится масло для смазки зубьев. Возможность некоторого относительного смещения валов создается большими зазорами в сопряжении между зубьями. Основные параметры и размеры зубчатых муфт стандартизованы.