Требования к продольному профилю

Рассмотрим подробнее влияние продольного профиля и методов его проектирования на составляющие себестоимости перевозок. Строительная стоимость дороги складывается в основном из стоимости дорожной одежды, искусственных сооружений и земляного полотна. Изменение площади дорожной одежды, а следовательно, и ее стоимость при различных вариантах продольного профиля незначительны и эту величину можно из сравнения исключить. Несколько может измениться стоимость малых искусственных сооружений за счет длины труб, например, при различной высоте насыпи. Но это изменение также несущественно. Основная разница в строительной стоимости получается за счет объемов земляных работ. Большое влияние на них оказывает скорость движения автомобиля по дороге. Увеличение скорости требует уменьшения уклонов, увеличения длины элементов профиля. Дорожно-эксплуатационные затраты менее тесно связаны с продольным профилем дороги.

В основном это затраты на зимнее содержание (снеговой нанос зависит от высоты насыпей, глубины выемок), поддержание в исправности системы водоотвода, укрепление откосов насыпей и выемок. Строительные и дорожно-эксплуатационные затраты окупаются транспортными расходами. От продольного профиля дороги зависит средняя техническая скорость автомобиля, а следовательно время рейса и производительность автомобиля. Продольный профиль дорог оказывает существенное влияние на строительные, дорожно-эксплуатационные и перевозочные расходы.

Эти расходы входят с составными элементами в себестоимость перевозок, которая и является обобщающим критерием оптимизации. Себестоимость перевозок важна тем, что является основой финансовых операций автотранспортных предприятий и через тарифы входит в себестоимость продукции предприятий, пользующихся услугами автомобильного транспорта.