Закрепление клиентуры

В неоптимальных планах улучшение проводится следующим образом. Строим контур, одна из вершин которого лежит в потенциальной клетке, остальные вершины — в загруженных клетках. На вершинах контура ставим попеременно знаки «плюс», «минус». Потенциальная клетка имеет знак «плюс». Отыскиваем минимальную загрузку со знаком «плюс», вычитаем ее из загрузки всех плюсовых клеток и прибавляем к загрузке минусовых клеток. В результате такой операции загрузки из одной загруженной клетки переместятся в потенциальную. Полученный план проверим на оптимальность.

Если план не оптимален, повторяем операцию в той же последовательности. Расчет ведется до тех пор, пока не будут заполнены все потенциальные клетки. Закрепление клиентуры за автотранспортными предприятиями или потребителей за поставщиками с учетом дополнительных требований. Выше было дано решение задачи минимизации нулевых пробегов без учета каких-либо дополнительных условий. Предполагалось, что автомобили взаимозаменяемы, и подача их на любой склад ничем не ограничена. Подобным же методом решается задача прикрепления потребителей к поставщикам. На практике возможны случаи, когда имеются дополнительные требования к раскреплению. Ниже приведено несколько задач и методы их решения.

Ограничения в поставках. Возможен случай, когда подача грузов с какого-либо склада определенному потребителю невозможна из-за особых требований его к качеству груза или подача автомобилей от определенного автохозяйства невозможна к данному клиенту из-за дорожных условий, договорных отношений и т. п. Несбалансированные наличие и потребность. При несбалансированных наличии и потребности могут быть два случая: недостаток грузов (автомобилей) или их избыток. При недостатке вводится отдельным столбцом так называемый «фиктивный поставщик».

Расстояние от него до всех потребителей принимается одинаковым, обычно равным нулю, для того, чтобы недостаток был «распределен» наверняка.