Министр энергетики и электрификации

В сопровождении руководителей Братскгэсстроя и гидростанции, городских и областных партийных и организаций гости входят в здание ГЭС. Разрезается алая ленточка у входа в машинный зал. Гремят аплодисменты. Герой Социалистического Труда шофер А. Г. Галкин и машинист экскаватора П. В. Бурмистров снимают покрывало с многотонной диабазовой глыбы, сохранившейся со времен последнего перекрытия Ангары. На глыбе высечены слова: «Здесь будет воздвигнут монумент в честь строителей Братской ГЭС». Прошло девять лет. Как все здесь изменилось.

Тогда, в начале стройки, у Падунского сужения, все выглядело первозданно диким.

И безлюдный берег, и крохотный складик рыбозавода, и стена нетронутой тайги, уходящая вдаль на десятки, сотни километров.

Лишь несколько рыбачьих лодок, одинокое зимовье, катер да стоящие на середине реки островками буровые установки оживляли пустынные места. Первыми пришли на Ангару топографы, гидрологи, геологи.

Позже приехала в Бурятск (старое название Братска) небольшая группа гидростроителей (в их числе был и я) с только что завершенного строительства Камской ГЭС. Претерпели множество всяких технических, производственных неувязок, намучились со шлюзом, который никак не хотел работать.

А сейчас предстояли новые трудности. Первое знакомство с ангарской зимой не обещало нам легкой жизни.

Ввалились мы всей ордой — будущие руководители стройки, инженеры — к секретарю райкома комсомола в дом: «Принимай, замерзли».

Сели, поужинали, кое-как разместились на ночлег: кто на чем, а кто и «ни на чем» — просто на полу.

Я с семьей поселился в землянке в Заверняйке (пригород бывшего Братска, ныне оставшийся на дне моря вместе со старым городом).

Воду возили из Ангары на салазках. Возьмем «емкость» в 32 л и везем километр до дома.

Через два дня вода подходит к концу. На кухне совет: идти или не идти сегодня за водой.

Уж очень лютый мороз на улице. На работу ходили за километры, сплошной тайгой.

Дорог никаких, лишь тропа.

И так всю зиму 1955 г. И только 12 июня впервые на тракторе «с комфортом» проехали на створ плотины.